a_samovarov (a_samovarov) wrote,
a_samovarov
a_samovarov

Categories:

Елена Чудинова опубликовала на АПН статью «Кожинов под звездой Улугбека»

Елена Чудинова опубликовала на АПН статью «Кожинов под звездой Улугбека»

http://www.apn.ru/publications/article28786.htm

Разделяю ее антиевразийский пафос, но не согласен с оценкой деятельности журнала «Наш современник» при главном редакторе Сергее Викулове и Аполлоне Кузьмине. Она пишет: «Кто думал в те далекие дни о том, что сегодня придется разбираться с тем вредом, который нанесла некогда вся – без изъятья – деятельность журнала «Наш современник», все примыкающие к нему круги? Лучше полный запрет русской идеи, чем ее профанация, подделка, лубок».

Я вполне могу понять эстетические пристрастия Елены, они и у меня сейчас совсем иные, чем у авторов этого журнала в 70-е и 80-е гг. ХХ века. Но при этом она почему-то забыла или не знает о том, что именно «Наш современник» при Викулове и Кузьмине был оплотом антиевразийства.

Я хорошо отношусь к личности Льва Гумилева, было бы где опубликовать, написал бы статью о нем, он ведь своим евразийством боролся с марксизмом, доживи он хотя бы до середины 90-х годов мы бы увидели иного Гумилева. Даже в 1991 году он сказал в программе «600 секунд», что он за русских, потому что остальные ему чужие.

Но было бы неверным сводить все к евразийству Льва Гумилева. Еще в 1975 году вышла книга элитного казаха, поэта Олжаса Сулейменова: «Аз и Я. Книга благонамеренного читателя». Речь в ней шла о том, что Древняя Русь – это тюркско-славянское сообщество. Понимаете, откуда ноги растут у современного «многонационального народа» и миграции жителей Средней Азии?

Главный идеолог КПСС Суслов хорошо понимал, что некие силы готовят евразийскую идеологию на смену марксистской. И здесь его интересы сошлись с интересами русских историков, русских ученых, которые совсем не хотели, чтобы вместо бесовского марксизма пришло такое же антирусское евразийство:

«Книга вызвала характерные для того времени идеологические «проработки», основанные на советских политических обвинениях в «национализме», «пантюркизме», «методологических ошибках» и т. п. (книга была даже по указке Суслова осуждена ЦК КП Казахстана в особом постановлении 1976 г. и изъята из продажи, директор издательства Адольф Арцишевский уволен, автор попал в опалу и долго не издавался). Только обращение Кунаева к генеральному секретарю ЦК КПСС Брежневу помогло автору отделаться «строгим выговором», и разбирательство по книге на литературную тему из ЦК КПСС передали в Академию наук СССР.

Тогда же было проведено особое заседание Академии наук СССР по книге «Аз и Я» в зале Отделения общественных наук на Волхонке. По списку пропустили в зал сорок семь академиков, членов-корреспондентов и рядовых докторов наук. Обсуждение длилось с 9 часов утра до 18, без перерыва на обед. Открыл его академик Б. А. Рыбаков словами: «В Алма-Ате вышла яростно антирусская книга — „Аз и Я“ стотысячным тиражом». Его поддержал виднейший специалист по «Слову» академик Д. С. Лихачев».

Так вот, первый кто написал статью против Олжаса Сулейменов был автор «Нашего современника» историк Аполлон Кузьмин. Затем, в «Нашем современнике» был опубликован антиевразийский роман Чивилихина «Память».

И только с приходом к власти идеолога КПСС Яковлева Викулова и Аполлона Кузьмина изгнали из журнала, туда пришел Куняев, сделав журнал «красным», а главным идеологом журнала стал Кожинов. И писания Кожинова на евразийскую тематику – это не просто развитие идей Гумилева, отнюдь, это собственная концепция Кожинова, это величайшее опошление того, что писал Гумилев, но при этом это идеология. Или попытка создать идеологию, которую на свою голову и берет на вооружение нынешняя власть РФ.

Ну и еще положительное о «русской партии» того времени. Они были гораздо лучше организованы, чем нынешние националисты, они имели в своих рядах статусные фигуры, они добились того, что в рамках экономики СССР они имели свои издательства, свои журналы. Т.е. они имели и экономическую независимость. Идеологов нужно питать финансово, иначе никакого движения быть не может.

И я не верю, что на той политической площадке того времени не нашлось бы места Галковскому или мне, к примеру. Я здесь говорю не о последних годах СССР, а о 70-х- и до середины 80-х гг.

Нынешние националисты на порядок слабее и более зависимые от власти, чем тогдашняя «русская партия». Может быть, это начало пути. Но… вполне возможно, что это так и будет и дальше… Увы. Просто ЛДПР хотят заменить на что-то более современное и адекватное.

Вот я в очередной раз остался без работы и хер кто поможет из этих «националистов». Это частность? Может быть, но вполне возможно, что это то малое, по которому можно понять все целое.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments