a_samovarov (a_samovarov) wrote,
a_samovarov
a_samovarov

Category:

Любовь, честь и долг

Все сейчас исчезает - вера, любовь, честь, долг. Но на самом деле - любовь в ее известном нам варианте, понятия честь и долг - все это сформировалось только при феодализме. В Европе это было более красиво, потому что были рыцарские романы. Откуда вообще взялся это культ женщины, культ любви? Рыцарь отправлялся воевать на годы, а его жена оставалась одна, при этом жена была его собственностью, но, как и он, принадлежала к высшему сословию. Т.е. вернуться из многолетнего похода и просто набить ей морду за измены с ключником, старостой деревни, с другим рыцарем, который заехал на чашку чая, это не очень катило. Пояс верности - туда-сюда, но проблема все равно не решалась, а вот рыцарский роман, воспитывающий чувства, объяснявший, что у дамы есть долг и честь, это вариант более интересный. Можно даже взглянуть на это более шире. Было тогда церковное понятие греха, но где здесь романтика? Т.е. из женщины самки с ее инстинктами пытались воспитать возвышенное существо, которое живет неземными переживаниями. Женщины так примерно лет за двести-триста привыкли к тому, что они неземные существа и объект поклонения, хотя и позднее средневековье времена еще весьма грубое во всех смыслах, но миф о прекрасной женщине, объекте поклонения жил и усиливался. С честью и догом была та же история. Преданность роду своему всегда была у человека, он не мог предать свой род, потому что был с ним одним целым. Но родоплеменная система разрушается, дружины князей, конунгов и королей становятся многоплеменными и иногда многоязычными. Возникала проблема, как спаять это в нечто целостное, чтобы не предавали каждый день хотя бы? Ну вот честь и долг. Смысл жизни при феодализме в служении. Рыцарь боготворит свою даму и служит ей, ее честь и ее долг служить ему, его честь и долг служить своему сеньору, позже таким источником долга станет только монарх. Понятие чести и долга спускается и в низшие сословия - долг слуги быть верным господину. вспомните слуг из романа "Три мушкетера". Да и нет числа образов верных слуг в мировой литературе. В русской литературе есть свой, как ей и полагается трагический образ верного слуги, стремянного князя Курбского Василия Шибанова, когда-то это стихотворение знал всякий гимназист наизусть, в СССР не помню, чтобы это стихотворение культивировалось:

Но кто ж дерзновенные князя слова
Отвезть Иоанну возьмется?
Кому не люба на плечах голова,
Чье сердце в груди не сожмется?
Невольно сомненья на князя нашли...
Вдруг входит Шибанов, в поту и в пыли:
«Князь, служба моя не нужна ли?
Вишь, наши меня не догнали!»

И в радости князь посылает раба,
Торопит его в нетерпенье:
«Ты телом здоров, и душа не слаба,
А вот и рубли в награжденье!»
Шибанов в ответ господину: «Добро!
Тебе здесь нужнее твое серебро,
А я передам и за муки
Письмо твое в царские руки!»
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments