a_samovarov (a_samovarov) wrote,
a_samovarov
a_samovarov

Categories:

Долг и племенное самосознание

Итак, вернемся к вопросу, что такое понятия "честь и долг" в период феодализма и в более поздний период, скажем, в 19 начале ХХ века и при Советах. Ну и сейчас. Вот один ученый френд так обозначил понятие "честь" - это высокая оценка (мера оценки) референтной группой. Ну т.е. честь зависела от того, как другие оценят твой поступок. Все так, если не учитывать, что в этой референтной группе был Бог. И был он главным действующим лицом. Не сразу, правда, он таким стал. И у ранних германских государств в Европе и на Руси после принятия христианства отношение к Богу было… легкое, и само христианство казалось легкой верой, как ты не грешил, пошел, покаялся, и нет греха. Но по мере усиления религиозности общества все менялось. Референтная-то группа осудит или простит, но это не важно, важно, что изменив слову, ты обманул Бога, тебе не видать спасения. А клятва верности другому феодалу, королю, царю приносилась на кресте. Бог был главный свидетель. Постепенно понятия «честь и долг» стали тем стержнем, который и формировал человеческую личность.
Письмо матери короля Франциска I, попавшего в плен – «все пропало мадам, кроме чести». Это измененная фраза, на самом деле в письме «все пропало кроме чести и сладостной жизни». Сладостной жизни не в том смысле, что ему было сладко, он был изранен и потрясен, а в том смысле, что единственное, что у него осталось это честь и жизнь. Честь здесь поставлена на первое место.
Не следует думать, что у русской знати (боярства) во времена Московской Руси было как-то по-другому, все то же самое, те же самые эмоции. С той разницей, что их «коллеги» на западе были окружены себе подобными (кроме турок), а русские были окружены басурманами, но и к «немцам» (европейцам) они относились не очень. Тут еще к обычной религиозности добавлялась религиозная исключительность.
Бог определял и поведение простых людей. У них не было понятия чести, но было понятие долга перед предками. Если часть русской знати присягнула польскому королю и литовскому князю, а потом легко приняла католичество, ибо главный вопрос с честью был решен, то для рядового русского человека (малоросса) отречься от веры, значило отречься от предков, а этого они сделать не могли. Пришлось даже придумывать униатство, чтобы часть этих людей банально обмануть. Т.е. у низших сословий мы видим, как их племенное самосознание соединяется с православной верой.
Subscribe

  • О днях Турбиных в догон

    Вернемся к пьесе "Дни Турбины", все же я хочу прояснить свою мысль - зачем Сталину нужно было понять, что нормальные люди любят своих…

  • Сталин и "Дни Турбиных"

    Мои френды в ФБ так азартно оплевывают Ленина и пр... что я читал-читал и решил присоединиться. Мне кажется, что я понял, почему Сталин много…

  • Галковский

    Когда френд рассказал мне, что Дмитрий Евгеньевич Галковский на ютубе поднял бокал за моего "Бухарина", я подумал, что это... не…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments