Национализм или богоискательство?
Фридрих Великий как-то оказавшись в центре своей армии во время сражения, сказал своим генералам о своих солдатах: "Самое странное заключается в том, что они нас не убивают". Фридрих принимал, что его палочная дисциплина и различные истязания солдат дают тем право на расправу с ним, а они вместо этого погибают за него и его бредовые идеи на поле боя.Вот примерно тоже самое ощутила русская интеллигенция после так называемой первой русской революции, почему-то массовые волнения 1905-06 гг. у нас по-прежнему называют революцией, хотя бы я так и события февраля-октября 17 года не назвал. Итак, в 1905 году разверзлись двери ада, массовые волнения крестьян, восстания в армии, массовый террор против царской бюрократии. И что в итоге победы - власть быдла, озверевшего быдла, кулаков в деревне, уголовников в армии, и мастеровых в городах, и каждый второй из мастеровых был булгаковский Клим Чугункин с его алкоголизмом и мастерской игрой на балалайке.А где народ-то, богоносец? - вопрошала интеллигенция.
А где пролетариат, как вершина человеческого прогресса- вопрошала революционная интеллигенция.И тут им пришло в голову, что народ-то воспитывать надо. Так появилось богоискательство и богостроительство. В первом случае часть либеральной интеллигенции протянула руку помощи русской церкви, как до этого сделали Достоевский и Толстой (да-да), чтобы как-то модернизировать религию, чтобы она учила бы любви к ближнему, а поджогам и грабежам крестьяне и сами научиться могли, как показал опыт. Богостроители типа большевиков Богданова и Луначарского понимали, что Бога надо чем-то заменить, надо к марксизму добавить нравственность, ибо сама-то она не родится из одного понимания всей мерзости прибавочной стоимости.Ленин отверг и богоискательство и богостроительство, его вообще не только не интересовал нравственный аспект, он понимал, что нравственные люди ни на какую революцию не пойдут, а быдло пойдет.Как же обходились без нравственного воспитания демократические революции в Европе? А там все сам по себе делал национализм, нация заменяла Бога, и служение нации выстраивало в обществе иерархию ценностей. Но "просвещенные" либералы и марксисты отрицали национализм, а потому его надо было чем-то заменить?Так и не нашли чем заменить за 100 лет, просто переименовали национализм в советский патриотизм, а сейчас это просто патриотизм и не понятно чей. Но понятно, что без него кердык стране.