a_samovarov (a_samovarov) wrote,
a_samovarov
a_samovarov

Categories:

Князь Мышкин и сакральные знания

После сравнительно спокойного начала романа Мышкин попадает в ад семейных разборок Иволгиных, к которым затем присоединяются Рогожин и Настасья Филипповна. Сначала все кажется искусственным, натужным, преувеличенным и т.д. Но потом понимаешь, что Ф.М. описывает проблемы семьи Иволгиных без особого преувеличения, ибо вот сейчас, когда я пишу эти строки, за стенами даже моей квартиры бушуют невероятные страсти. Где-то дети ненавидят родителей, где-то пожилые родители каждый день доказывают, что они еще живы, доказывают своими капризами, высокомерием, доказывают детям, что те ничтожны, и очень часто все это на оре, крике, мате, иногда с мордобоем.

Так что семейка генерала Иволгина еще ничего себе. Самого генерала поперли со службы, но не по суду, и он впал в некоторый маразм, спивается. Его старший сын Ганя хочет жениться на Настасье Филипповне, точнее, на деньгах, которые за ней дают. Мать и сестра Гани ненавидят и презирают его за это, говорят, что его купили, чтобы он женился на падшей женщине.

И вот звонок в дверь, появляется Настасья Филипповна, эта сцена хорошо известна по двум фильмам, когда Мышкин, видя ее от изумления не может ничего сказать, а она принимает его за лакея, да еще называет идиотом.

Достоевский пишет свои огромные романы ради денег, он может писать очень емко, но вынужден растягивать повествование на сотни лишних страниц, и потому он все время нагоняет эту взвинченность, чтобы читателю интереснее было читать. Часто держит читателя на эмоциях, но не на драматургии.

А с Настасьей Филипповной он использует такой прием, всякий, кто говорит о ней, видит ее, преувеличенно восхищается ее красотой. Это как в фильме «Бриллиантовая рука» герой Папанова видя героиню Светличной, делает такие рожи, изображая восторг, что, по словам Светличной, 79% ее славы после этого фильма это дело рук Папанова.

И здесь та же история. Все прямо чумеют от этой женщины, на самом деле, даже самая красивая женщина не может вызвать такой преувеличенной реакции.

Настасья Филипповна прекрасно знает, как к ней относятся в доме ее «жениха», ее презирают, и она приходит без приглашения и начинает издеваться над местными обитателями. Самое главное для нее – это то, что ее считают падшей женщиной, и она мстит всему миру, особенно конкретным обидчикам.

В разгар всего этого приходит Парфен Рогожин с «шайкой», кладет перед Настасьей Филипповной 18 тысяч, говорит, что даст сто, если она не выйдет замуж за Ганю. Но между делом замечает и Мышкина, и хотя Парфен вроде весь заострен на «деле», говорит с жалостью: « Князь, ты еще в этих штиблетиках». Как помним, он обещал приодеть князя в теплое.

Колоритная деталь! Рогожин даже в этой ситуации заботится о князе!

Настасья Филипповна в центре внимания, и как всякая истеричная натура рада этому, хохочет, как безумная.

Тут Варя, сестра Гани, плюет ему в лицо за его слабость, за все эти сцены, Ганя пытается ударить сестру, его руку перехватывает Мышкин, тогда Ганя бьет по лицу князя.

Вот ключевая сцена. В фильмах получается так, что Ганя бьет убогого человека, блаженного идиота, князь, в самом деле, не рад этому, но какова его реакция, он отходит к стене, закрывает лицо руками и говорит Гане: «О, как вы будет стыдиться своего поступка». Т.е. он понимает, что плохо-то будет не ему.

И тут в компании этих ненавидящих друг друга людей наступает разрядка, все бросаются к князю, утешают его. В итоге Ганя (после того, как все расходятся) приходит к князю и просит у него прощения, говорит, что готов целовать его руки, потом ему же(!) практически исповедуется. Это идиоту?

Да нет, он ясно видит и говорит об этом, что князь очень умен, что силен духом. А что говорит ему Мышкин, которого он ударил? Он говорит Гане, что тот слабый и обыкновенный человек и в этом его проблема! И Ганя не спорит, он кричит, что ему нужны деньги именно для того, чтобы стать необыкновенным, и ибо деньги и на это способны. Князь, видевший Настасью Филипповну с иронией замечает ему, что деньги эти явно останутся у нее.

Мышкин ставит на место всех, не только Ганю, но и Настасью Филипповну. Он подходит к ней во время ее хохота и кривляний, и говорит ей, что она не такая, какой хочет казаться. Дама после его слов подходит к матери Гани, которую оскорбила, целует ей руку и уходит.

Позже, Варвара, сестра Гани, проницательная как все женщины на счет отношений, говорит, что Настасья Филипповна послушалась князя.

На самом деле, Настасья Филипповна бегает и бесится потому, что нет мужчины рядом с ней, которого бы она уважала, в князе она почувствовала силу, и сразу же подчинилась этой силе.

И что интересно, что после всех этих борений Мышкин абсолютно спокоен, он точно старец Зосима из «Карамазовых» по стилю своего отношения к людям, он человек обладающий знаниями и силой.

Вопрос – кто ему дал эту силу и эти знания, эту проницательность? У Достоевского нет даже ответа на этот вопрос, он все прячется за «идиота», что вот была болезнь и человек стал таким. Но такими людьми становятся после того, как получают сакральные знания. Откуда они у Мышкина?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments