Мы победили. Но во мне нет радости, знакомого опьянения: русские победили русских… И я спрашиваю себя: брат на брата или клоп на клопа?
* * *
Взводный Жеребцов делает мне доклад:
- Так что взяли нас под Миклашевичем, привезли в Бобруйск, потащили в Че-ку. В Че-ке не комиссар, а толстая баба, содком. Во френче и галифе, в руках у нее наган. Взглянула на Кучеряева, говорит: « Ползи на коленях». Кучеряв пополз. Он трах из нагана. Потом Каригину: « А теперь ты ползи» Карягин туда-сюда, а в дверях чекисты смеются. Нечего делать. Пополз. Она снова трах. Уволокли чекисты обоих. А она ко мне повернулась и ласково так говорит: «Как тебя звать, товарищ?» - «Василий»- Ну что же, покури, Василий. Курю. А она подозвала к себе, руки на плечи положила и ласково так говорит: «Ты ведь все мне расскажешь, товарищ Василий»
* * *
Коротко перескажу дальнейшее. Василий не стал рассказывать. Чекисты его пытали, но в город ворвались белые, красные разбежались, бабу эту не нашли, но нашли ее мужа, комиссара Тетерина, которого повесили.
Вот такая гражданская война. К чему и зачем? Как картавому удалось все это разжечь? И через 90 лет все тот же вопрос, который задал Савинков – брат на брата или клоп на клопа? Клопы мы или люди? Ответ впереди.