a_samovarov (a_samovarov) wrote,
a_samovarov
a_samovarov

Цветы запоздалые у Ремарка

Захотелось перечитать «Три товарища» Ремарка. У него в романе молодая, красивая женщина из высшего круга, вдруг, начинает роман с заурядным тридцатилетним парнем, бедным пьяницей без будущего. Так какая была мотивация у Патриции, так звали героиню?

Перечитал, все прояснил, и был удивлен сходством романа Ремарка с рассказом Чехова «Цветы запоздалые». Там в разорившуюся семью аристократов приезжает известный доктор Топорков. Приезжает, чтобы снять ломку молодого князя-алкоголика, но потом осматривает и молодую княжну Марусю, и обнаруживает у нее туберкулез.

Потом он еще бывает по вызовам в семье, осматривает княжну и все больше мрачнеет и злится, он вообще не жалостливый и не сентиментальный человек. «Деревяшка» - так называет его мать княжны. Он делец, дитя капитализма, сын крепостного, он стал известным врачом и рубит бабки направо и налево. У него нет чувств никаких ни к кому. Он женился таким образом – сказал свахе, что готов жениться на любой бабе, за которой дадут приданное в 60 тысяч рублей.

Но в итоге княжне Марусе все хуже, мать умирает, брат совсем оскотинился, она одна, она погибает, и доктор Топорков единственный мужчина на этой земле, к которому она может обратиться за помощью, потому что других просто нет.

И вот девушка на последние копейки ходит на прием к доктору, тот понимает, что ей хуже и хуже, и ему главное отвязаться от нее, а она чувствует, что гибнет и продолжает приходить к нему, он ее раздевает, слушает, видит, как она красива. И в какой момент она говорит – я люблю вас, доктор! И падет в обморок. И на Топоркова обрушиваются чувства. Количество перешло в качество. Он начинает спасать ее, везет за границу, но поздно. После ее смерти он живет по инерции, он опустошен.

Так вот у Ремарка примерно та же картина. Патриция гибнет, она случайно встречает доброго парня Роберта, он начинает звонить ей, она быстро понимает, что у него нежная душа, он добрый, и что кого-то другого, ей просто не успеть найти, и начинается стремительный роман.

Почему? Она его любит? Вовсе нет.

Когда она приходит в его жалкую комнатушку в первый раз, он думает, почему она выбрала его? И она отвечает: « Я боюсь. Мне нужна любовь».

Она умирает от туберкулеза, чего он еще не знает, она боится. Она понимает, что убрать этот страх, как-то помочь ей может любовь, любовь к ней мужчины. И она сознательно выбирает на эту роль Роберта.

По расчетам женщины это вполне справедливо, при иных обстоятельствах Роберту грозил бы роман только с проституткой, которые и были женщинами его круга. И вот любящий ее Роберт, практически до самого конца с ней, она платит ему нежностью и благодарностью за то, что ей уже не так страшно.

Все-таки, написавший кучу женских романов до того, как стать известным, Ремарк разбирался в дамах очень хорошо. А роман «Три товарища» сугубо мужской и жестокий, Патриция ведь уничтожает Роберта, после нее ему незачем жить.

Странное дело, а я долгое время и «Цветы запоздалые» и «Три товарища» считал сентиментальными вещицами. Но тот, кто понимает женщин, не может писать сентиментально.

Любопытен выбор героинь. Сильная Патриция выбирает слабого Роберта, слабая княжна не боится сильного Топоркова. Ведь именно сила Патриции привлекает Роберта, и именно абсолютная слабость княжны пробивает даже такого, как Топорков.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments