Category: философия

Category was added automatically. Read all entries about "философия".

О нищих и философах

Мне понравилось: «В 1802 году, знаменитый реформатор российских законов М.М.Сперанский в записке, предварявшей начало этих реформ, констатировал: в России есть "два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко вторым. Действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов".

Сперанский не знал, что может быть и третья категория, как в РФ - НИЩИЕ ФИЛОСОФЫ. Целое сословие, целый класс нищих учителей, социологов, физиков, химиков, историков и т.д. по списку. Нищий журналист может быть в РФ тоже свободным. И все они превращаются в нищих философов, ибо ВЫНУЖДЕНЫ осмысливать жизнь вне стереотипов.

И это не случайно, это сознательная политика – хочешь быть свободным, пожалуйста, но при этом будешь нищим.

Любопытно, к чему приведет этот грандиозный эксперимент?

Нация и фольклор

Галковский написал о русском фольклоре, о русском типе красоты, о заговоре евреев против русской народной культуры. http://galkovsky.livejournal.com/184663.html

Как всегда, читать интересно, но, по сути, многие положения неверны. Я долго не понимал, что заставляет его выдумывать новые мифы, которые не очень сопрягаются с реальной действительностью. Потом дошло, что виною всему философское образование Галковского и его талантливость. Для философа ведь нет правды, реальности, истории, для него есть поток информации, из которой можно выстроить некую концепцию. Философ не может выстроить концепцию, если будет учитывать все факторы, и поступают философы очень просто, все что противоречит их концепции, они выбрасывают, игнорируют, высмеивают и т.д.


На самом деле, роль философии в формировании нации ничтожна. Мифы, формирующие нацию, запускают не философы, а барды, поэты, писатели.

В Древней Греции было множество философских школ, все они отрицали друг друга, но Древняя Греция – это «Илиада» и «Одиссея», там греки видели правильное зеркало, там они видели самих себя, а не у Платона или Аристотеля.

Немецкую нацию формируют Гете и Шиллер, а не Гегель и Кант.

Но и роль поэтов и писателей не стоит преувеличивать. Если народ родился, то он уже живет на уровне своего «коллективного бессознательного». Бессознательного в том смысле, что стереотипы нашего поведения воспроизводятся помимо нашей воли, и тем более, эти стереотипы невозможно переделать с помощью навязанных извне стереотипов.

Плюс к этому, программа поведения закладывается опять же на подсознательном уровне в семье, в национальном социуме. Так что переформатировать народ невозможно, можно только какие-то черты приглушить, какие-то усилить.

Все мы понимаем, что уничтожение русской элиты привело к тому, что патриархальное русское крестьянство, из которых и сформировали советского человека, было благодатным материалом для манипуляторов, и эти русско-советские, которые проиграли все вдрызг, были результатом этих манипуляций, здесь Галковский совершенно прав.

Что касается фольклора, то тут все просто. Танцы, пляски, этикет, правила застолья и т.д. Все это ровно никакого значения не имеет для формирования личности, все это вторично.

Человеку просто нужна эмоциональная разгрузка, чувство радости. И у всех народов такая разгрузка происходит примерно одинаково. Пение хором – это молитва, это подтверждение того, что человек не один, его Я – это часть общего, нигде так хорошо это не осознается, как во время хорового пения, а вот что и как поют, это совершенно вторично.

В плясках человек сбрасывает свое эмоциональное напряжение, а медленные танцы, у русских – хороводы, это медитация, энергичные танцы – у русских мужчин это пляска в присядку, это колоссальный выброс энергии, за которым следует расслабление.

Ну и так далее.

Утратив свой «фольклор», мы ничего не потеряли, все свое мы несем с собой. Я уже писал об этом, мы возвращаемся в свой дом, сейчас мы находимся где-то во второй половине 19 века. Но это не значит, что до начала 20 века, когда русский народ стал политическим, почти стал нацией, нам нужно брести 40 лет, возвращение происходит быстрее.

Что есть истина?

Продолжаю изучать книгу Павла Крупкина «Россия и современность», она оказалась интереснее, чем я ожидал, я ожидал простую трансформацию западных идей на русскую почву, но Крупкин физтех.

Помню, как я был аспирантом, философией и иностранным я занимался вместе с физтехами, и вот разгорелся на семинаре по философии диспут между нами, я высказался. И тут один физтех спросил: «А как ты пришел к таким выводам?». Его интересовал сам процесс мышления, логика. Он пришел к другим выводам и был убежден, что эта философская задача имеет одно решение, а оказалось, что нет. И ему очень интересно было понять, как могло такое случиться?

Вопрос Крупкина к нынешней интеллектуальной тусовке, точнее к той ее части, которая действительно имеет какие-то убеждения – как вы пришли к таким выводам?

Для начала Крупкин поставил вопрос – что есть истина? Вопрос совершенно бессмысленный для подавляющего числа гуманитариев.